На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликованы проекты совместных приказов Минпросвещения России и Рособрнадзора с расписанием единого государственного экзамена (ЕГЭ), основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) на 2025 год.
В соответствии с проектом, проведение досрочного периода ЕГЭ планируется с 21 марта по 21 апреля, основного периода – с 23 мая по 4 июля, дополнительного периода – с 4 по 23 сентября.
Откроют основной период ЕГЭ 23 мая экзамены по истории, литературе и химии. 27 мая пройдут экзамены по математике базового и профильного уровней, 30 мая – по русскому языку. 2 июня участники ЕГЭ смогут сдать экзамены по обществознанию и физике, 5 июня – по биологии, географии и письменную часть ЕГЭ по иностранным языкам. 10 и 11 июня запланировано проведение ЕГЭ по информатике и устной части экзамена по иностранным языкам. С 16 по 23 июня в расписании предусмотрены резервные дни для сдачи экзаменов по всем предметам, а также 3 и 4 июля – дни для пересдач одного из предметов ЕГЭ по выбору выпускника.
Проведение ОГЭ для выпускников 9 классов также разделено на три периода: досрочный (с 22 апреля по 17 мая), основной (с 21 мая по 2 июля) и дополнительный (со 2 по 23 сентября).
Общественное обсуждение проектов опубликованных документов продлится до 1 ноября.
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов принял участие в заседании Комитета Государственной Думы по просвещению. Он рассказал участникам мероприятия о развитии системы образования в России.
«Важно, что в целом у нас в стране сформирована суверенная система образования. На мой взгляд, одно из главных принятых решений – возвращение воспитательной работы в школы. Сейчас учебная неделя начинается с внеурочного занятия «Разговоры о важном», введена должность советника директора по воспитанию в колледжах и школах. Кроме того, для ребят проводятся профориентационные мероприятия, проходит церемония поднятия Государственного флага и исполнения Государственного гимна. С этого года будут введены учебные предметы «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд», – сказал Сергей Кравцов.
Глава Минпросвещения России подчеркнул, что воспитательная работа проводится в том числе с учениками младших классов. Так, в стране реализуется программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России».
Кроме того, Сергей Кравцов отметил значимость введения единых образовательных программ, которые устанавливают единый базовый уровень образования для каждого школьника вне зависимости от региона проживания.
Председатель Комитета Государственной Думы по просвещению Ольга Казакова поблагодарила Минпросвещения России за сотрудничество. Она отметила, что главной темой заседания стала встреча с Министром просвещения Российской Федерации в преддверии ежегодного отчета Правительства России о результатах его деятельности.
«Образование всегда интересует общественность, депутатов. Так, в 2023 году был принят 21 федеральный закон по этой тематике. Важнейшие вопросы для нашего обсуждения – меры поддержки учителей, а также интеграция школ новых регионов в российское образовательное пространство», – сказала Ольга Казакова.
Глава Минпросвещения России затронул тему нового курса обществознания в школах, который будет преподаваться с 9-го класса. Курс подразумевает правовое воспитание учеников. В 10-м классе на обществознание планируется отводить два часа в неделю, в 11-м – полтора часа.
Сергей Кравцов напомнил, что в российское образовательное пространство интегрированы учебные заведения Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей, со школьниками также ведется воспитательная и профориентационная работа. В каждом из этих регионов работает педагогический университет, колледжи активно принимают участие в проекте «Профессионалитет».
Участники мероприятия также обсудили значимость повышения престижа профессии учителя. Педагогическое образование сегодня на втором месте по популярности в России. Конкурс составляет от 10 до 18 человек на место.
Рособрнадзор в ходе прошедшей в среду пресс-конференции подвел предварительные итоги экзаменационной кампании ЕГЭ 2023 года.
Всего участниками основного периода ЕГЭ этого года стали порядка 630 тысяч человек, в основном это выпускники текущего года. Экзамен был проведен в 87 субъектах Российской Федерации и в пунктах проведения экзаменов (ППЭ) в 55 зарубежных странах.
Для проведения ЕГЭ было задействовано свыше 5700 ППЭ. Проведение экзаменов обеспечивали более 244 тысяч работников ППЭ, порядка 8700 медицинских работников. Мониторинг хода ЕГЭ вели свыше 15 тысяч общественных наблюдателей. С 2023 года во всех субъектах Российской Федерации применяется технология передачи экзаменационных материалов по сети «Интернет» и печати полного комплекта экзаменационных материалов в аудиториях ППЭ.
«Хочу поблагодарить учителей и всех, кто участвовал в организации экзаменов и справился с этой задачей на высоком организационном уровне», — сказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
Он напомнил, что в текущем году для новых регионов России, а также для ряда приграничных территорий, где весной обострилась ситуация, были введены особенности прохождения государственной итоговой аттестации. Выпускники могли по своему выбору сдавать ЕГЭ или пройти промежуточную аттестацию. «Мы с Министерством просвещения провели большую работу, промониторили, сколько где выпускников, утвердили особый порядок. Мы ни одного выпускника в период проведения ЕГЭ не подвергли риску, и все возможности поступить в выбранный вуз для них сохранили», — заявил Анзор Музаев.
Он рассказал, что в новых регионах России в этом году были выпускники, пожелавшие сдать ЕГЭ: 453 участника из ДНР, 380 – из ЛНР, 41 – из Запорожской области. Часть из них выезжали в Ростовскую область и Крым, чтобы сдать экзамены в безопасной обстановке. Среди участников ЕГЭ из ДНР и ЛНР в этом году есть и стобалльники: четверо получили высший балл на ЕГЭ по русскому языку, по одному – на ЕГЭ по физике, обществознанию и литературе. «Мы приятно удивлены, рады и хотим поздравить этих ребят», — сказал глава Рособрнадзора.
«Мы второй год переходим на новые стандарты. Структура и содержание экзаменационных материалов меняются, но меняются плавно, чтобы это не было шоком для системы, для учителей, для выпускников. Все эти изменения проходят широкое общественное и экспертное обсуждение. В результатах экзаменов этого года не произошло каких-то значимых изменений по сравнению с прошлыми годами», — сообщил руководитель Рособрнадзора.
По итогам обработки результатов основных дней экзамена в этом году 7 084 стобалльника. По 100 баллов по двум предметам получили 456 участников, по трем предметам – 17 участников.
Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова детально проанализировала результаты ЕГЭ по всем предметам. «Сейчас нам предстоит очень серьезная работа по детальному анализу результатов. Не позднее конца августа на сайте ФИПИ будут представлены экзаменационные модели 2024 года. Дальнейший вектор развития контрольных измерительных материалов сохраняется – уход от шаблонизации, акцент на самостоятельное мышление», — сообщила она.
За основной период проведения ЕГЭ в 2023 году было удалено 969 участников за нарушение порядка проведения экзаменов. Основные причины удаления – использование мобильных телефонов и шпаргалок.
В рамках нового сезона онлайн-марафона «ЕГЭ – это про100» прошел эфир, посвященный подготовке к ЕГЭ по физике. В нем приняли участие кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиофизика, антенны и микроволновая техника» Московского авиационного института, член комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике Антон Гиголо и учитель физики московской школы № 883 Екатерина Белова. Эксперты ответили на вопросы зрителей эфира и поделились рекомендациями по подготовке к ЕГЭ.
ЕГЭ по физике относится к тем экзаменам, который выпускники выбирают сами – и это выбор молодых людей, планирующих поступление в технические вузы. Как отметила Екатерина Белова, это один из сложных экзаменов и подготовка к нему требует систематического подхода. «При подготовке к ЕГЭ мы отталкиваемся от сайта ФИПИ, где есть все материалы, на которые мы должны ориентироваться. Это и кодификатор, и демонстрационный вариант, который незначительно изменился в сравнении с прошлым годом, и спецификация, где указаны все вопросы и темы, требующие внимания», — сказала она.
Антон Гиголо дополнил, что ЕГЭ по физике очень жестко стандартизирован и в нем все задания расписаны по очень понятным правилам. «Единственное, что в сравнении с прошлым годом изменилось в первой части работы — это нумерация заданий: два задания, которые стояли на первых позициях, сдвинулись в конец работы», — пояснил эксперт.
Эксперт порекомендовал выпускникам обратить внимание на оформление задач с развернутым ответом на квантовую физику и для примера обратиться к демонстрационному варианту.
Написание пробного ЕГЭ может показать выпускникам пробелы в их знаниях и сориентировать, в каких темах и вопросах надо себя подтянуть сейчас, пока еще остается месяц до экзамена, считает Екатерина Белова. «Я настраиваю своих учеников на то, что нужно прорешать эти задачи и обратить внимание на каждое задание отдельно. Рассчитывать на угадывание верных вариантов ответа не стоит, потому что ошибки приведут к снижению баллов на экзамене», — считает она.
Эксперты посоветовали выпускникам действовать в следующем алгоритме: вначале внимательно прочитать задание, определиться, к какой области физики относится заданный вопрос, и затем выстроить логическую цепочку объяснений по теме задания.
Отвечая на вопросы аудитории, Антон Гиголо на примере задания 24 пояснил, почему так важно обращать внимание на обобщенные критерии оценивания заданий с развернутым ответом. «Качественные задания – 24 одно из них – будут проверять люди, эксперты ЕГЭ, а они руководствуются правилами. Если ваш ответ соответствует вопросу, если он полный, если он доказан со ссылками на физические законы и явления, тогда вы получаете максимальные 3 балла за это задание. Начинать надо с ответа, построить цепочку логических рассуждений. Минимум ссылок – 3, максимум – до 5-6. Ваша задача в таких случаях – написать краткое физическое эссе с тем, чтобы не просто дать ответ, но и его обосновать», — посоветовал он.
Еще один совет выпускникам: при выборе словесного способа описания необходимо называть законы полно, четко и ясно. «Если сомневаетесь в названиях или в фамилиях авторов, то лучше в таком случае написать формулу, чтобы было понятно, какой закон вы имели в виду», — отметил «Слова – это хорошо, формулы в подтверждение этих слов – еще лучше. Главное – опасайтесь голословных рассуждений. Если вы строите обоснование, вы всегда должны говорить «потому, что». Подчеркиваю: именно правильный и полный ответ позволит вам получить максимальное количество баллов», — добавил он.
Эксперты обратили внимание выпускников на то, что в некоторых заданиях присутствуют требования сделать рисунок, например, динамику процессов. Это означает, что построение изображения входит в число критериев, по которым оценивается выполнение этой задачи, и оно является обязательным условием для получения максимального балла.
Еще одна часто возникающая проблема, которая приводит к снижению баллов – так называемые «лишние неверные записи». Это слова, а иногда и формулы, которые написаны объективно неправильно, но в целом они не влияют на ход решения, пояснил Антон Гиголо: «При проверке работы эксперт никак не может игнорировать эти неверные записи. Поэтому если видите, что какие-то части вашего решения зашли в тупик и не используются в итоговой работе – убирайте лишнее, зачеркивайте. Самый простой способ – обвести эти части в рамочку и крестик сверху поставить. Это станет для эксперта сигналом не учитывать этот блок при проверке задания».
Отвечая на вопрос, как эффективнее использовать оставшийся до экзамена месяц, Екатерина Белова рекомендовала в первую очередь успокоиться. «Как уже не раз говорилось, ЕГЭ – это лишь одно из испытаний в жизни и не самое страшное. Сейчас еще есть время готовиться, поэтому используйте его с максимальной пользой для себя, но в то же время не забывайте, что целыми днями заниматься тоже вредно. Надо успеть и заняться спортом, и погулять, чтобы привести себя в хорошее состояние», — порекомендовала она.
Еще одна полезная рекомендация прозвучала от Антона Гиголо: «Обратитесь к сайту ФИПИ, там есть навигатор самостоятельной подготовки – это, по сути, концентрированные тематические советы по каждому направлению. Советую также посмотреть варианты досрочного экзамена – ведь в них вы найдете свежую информацию о характере заданий этого сезона».
Видеозапись эфира по подготовке к ЕГЭ по физике доступна на страницах Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на Rutube.
Новый сезон онлайн-марафона «ЕГЭ – это про100» стартовал с эфира, посвященного подготовке к экзамену по английскому языку. На вопросы выпускников ответили доцент кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат педагогических наук и член комиссии по разработке контрольных измерительных материалов по иностранным языкам Ирина Басова, а также учителя английского языка московских школ Светлана Цукерман (школа № 1409) и (школа № 1272).
Ирина Басова рассказала об особенностях выполнения отдельных заданий в письменной и устной частях экзамена. Эксперт подчеркнула важную роль продуктивных заданий в ЕГЭ по английскому языку. «Основная цель обучения иностранному языку – научить общаться, сформировать коммуникативную компетенцию учащихся. Поэтому проверять сформированность этой компетенции без продуктивных заданий на логическую устную речь и логическую письменную речь не представляется возможным», — отметила она.
отметила, что успешность сдачи ЕГЭ по английскому языку зависит от мотивации к изучению этого предмета и целей, которые ставит перед собой выпускник. «Среднестатистический выпускник с минимальной мотивацией к учебе может получить 65+. Если же учащийся настроен на более высокий уровень своего будущего и мечтает поступить в популярный вуз, то, конечно, ему нужно приложить немалые усилия, чтобы получить 85+ и обеспечить себе больше шансов на поступление», — сказала она.
Педагоги посоветовали выпускникам потратить оставшийся до ЕГЭ месяц, чтобы отшлифовать свои навыки и знания по английскому языку.
Светлана Цукерман посоветовала выпускникам и их родителям исключить стрессовую ситуацию при подготовке к экзамену. «Нельзя себя сейчас психологически накручивать. Лучше сделать акцент на более сильных сторонах выпускника, так как именно они приносят больше пользы и баллов ЕГЭ. Помимо того, что повторяем различные разделы и готовимся к экзамену, успокаиваем себя и родителей при сдаче ЕГЭ, тогда действительно получите высокий результат», — посоветовала она.
При обсуждении технологий подготовки к ЕГЭ по английскому языку Алена Взводнова отметила полезность игровых форм коммуникаций: «У учеников, которые играют, общаются со сверстниками из других стран, хорошо развиты слуховые навыки, аудирование и снимается так называемый «языковой барьер», при котором люди просто боятся начать беседу. Я считаю, что такая практика международной коммуникации очень на пользу выпускникам и помогает им при сдаче экзамена».
Ирина Басова пояснила, как правильно выполнять отдельные задания. «Объективно, например, в 4-м задании устной части нет задачи описать картинки. Есть проектная работа, которая выполняется совместно с другом. Ситуация: вы нашли фотографии и по объективным причинам не можете их переслать. Вместо картинок вы отправляете собеседнику голосовое сообщение – но в нем вы не должны описывать фото, нет. Вы должны объяснить, почему эти картинки хорошо иллюстрируют тему проекта, над которым вы вместе работаете».
Эксперт обратила внимание выпускников на изменение условий в задании 37: «Если вы в своем ответном письме указываете адрес или дату, это будет засчитано как одна ошибка по критерию организации текста, независимо от того, один или два элемента присутствуют в вашем ответе. Дело в том, что формат электронного письма мы ввели в экзамен в прошлом году, когда это ошибкой не считалось, но в этом году это уже будет рассматриваться как ошибка в организации текста. Будьте внимательны».
Она также дала выпускникам целый ряд советов по написанию эссе. «Не надо шаблона, потому что в первую очередь задание коммуникативное и в нем очень подробно прописан план. Если идти по плану, то можно абсолютно точно все сделать буквально в двух словах по требованиям каждой из частей плана. Во введении надо обязательно указать, что вы работаете над проектом, указать его тему и отметить, что вы не сами проводили опрос, данные которого, а нашли их в готовом виде и сейчас их комментируете. Во втором абзаце, когда вы приводите факты, обязательно давайте цифровое значение в процентах, хотя бы один раз вы это обязательно должны сделать. В третьем абзаце, сравнивая два принципиальных факта, не забывайте это комментировать и объяснять вашу точку зрения. В следующем абзаце, чтобы представить некую проблему, связанную с темой проекта, не обязательно привязываться к статистике из таблицы или диаграммы. Проблема может быть любой, но она обязательно должна быть связана с темой проекта. И решение проблемы должно быть максимально логичным», — пояснила эксперт.
Видеозапись эфира доступна на страницах Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на канале Rutube.
Всероссийский установочный семинар Корпуса общественных наблюдателей РСМ прошел в Москве. Федеральные и региональные координаторы, а также кураторы ситуационно-информационных центров из 84 регионов России обсудили готовность к проведению мониторинга основного и дополнительного периодов ГИА-2023.
В мониторинге основного периода ЕГЭ и ОГЭ в 2023 году примут участие около 8 тысяч общественных наблюдателей, которые будут присутствовать в пунктах проведения экзаменов и вести онлайн-наблюдение, в том числе около 5 тысяч будут привлечены к мониторингу основного периода ЕГЭ 2023 года
«Общественные наблюдатели уже давно стали неотъемлемой частью не только процедуры проведения ЕГЭ, но и вообще всех оценочных процедур. Ежегодно мы видим, как вы профессионально растете. Но не стоит забывать, что пределов совершенству нет!» — сказал, обращаясь к участникам семинара, заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский.
«С 2014 года Российский Союз Молодежи организует системный и масштабный мониторинг государственной итоговой аттестации в партнерстве с Рособрнадзором. У нас уже сложились устойчивые команды в регионах, в университетах. Есть прозрачный алгоритм подготовки и отбора наблюдателей. Наши региональные команды Корпуса общественных наблюдателей РСМ знают, как работать, у них четкое, выстроенное взаимодействие с федеральным центром. В этом году у нас с вами юбилейный год. Сейчас за нами пристально наблюдает вся система образования, и наше отношение к итоговой аттестации должно быть такое же ответственное и серьезное, как у выпускников, которые сдают экзамены», — заявил председатель РСМ, член Общественной палаты РФ Павел Красноруцкий.
В ходе семинара также пройдет обучение для федеральных и региональных координаторов и кураторов ситуационно-информационных центров по организации работы Корпуса общественных наблюдателей в регионах.
25-30 апреля Рособрнадзор проводит третий ежегодный онлайн-марафон «ЕГЭ — это про100!» для помощи выпускникам 2023 года в подготовке к единому госэкзамену. Трансляции будут проходить в официальном аккаунте Рособрнадзора «ВКонтакте»: и на канале Rutube.
До основного периода единых государственных экзаменов остается чуть больше месяца, и это время нужно использовать максимально эффективно. Чтобы помочь выпускникам окончательно разобраться в заданиях ЕГЭ, проверить себя, понять, как эффективнее выстроить стратегию подготовки и действовать во время экзаменов, Рособрнадзор уже в третий раз запускает марафон «ЕГЭ — это про100!».
Для участников видеовстреч будет доступна функция онлайн-общения. Наши трансляции — это не скучное зачитывание сводов правил, это диалог, в котором свои вопросы может задать любой человек. Наша цель − разъяснить каждому, как правильно подготовиться к сдаче ЕГЭ, что его ждет на экзамене, научить не бояться трудностей и быть уверенным в себе.
Вместе с участниками марафона мы раскроем главные секреты успешной сдачи экзаменов! Что нужно знать и уметь для успешной сдачи ЕГЭ по предмету? Как лучше организовать подготовку в оставшееся время? Какими полезными ресурсами можно пользоваться? Как сформировать свою стратегию выполнения экзаменационной работы и эффективно распределить время на экзамене? На эти и другие вопросы ответят учителя школ, выпускники и члены предметных комиссий по разработке экзаменационных материалов.
Проведение досрочного периода ЕГЭ 2023 года завершилось 19 апреля. Экзамены прошли в штатном режиме без организационно-технологических сбоев.
Участие в ЕГЭ в досрочный период приняли около 14 тысяч человек, в основном это выпускники прошлых лет. Для них было открыто 289 пунктов проведения экзаменов в 84 регионах России. Самыми массовыми экзаменами досрочного периода стали ЕГЭ по русскому языку, профильной математике и обществознанию.
Во время досрочного периода за нарушения порядка проведения ЕГЭ было удалено с экзаменов 33 человека, их результаты аннулированы.
Ознакомиться со своими результатами участники экзаменов могут на портале Госуслуг в разделе «Документы», подраздел «Образование», и через сервис ознакомления с результатами ЕГЭ на сайте Рособрнадзора.
Основной период ЕГЭ в 2023 году пройдет с 26 мая по 1 июля.
Всероссийская акция «Сдаем вместе! День сдачи ЕГЭ родителями», инициированная Рособрнадзором, прошла в этом году в седьмой раз, собрав рекордное количество участников. Более 95 тысяч родителей школьников по всей стране сели за парты, чтобы на собственном опыте познакомиться с процедурой проведения ЕГЭ. В этом году им было предложено написать сокращенный вариант экзаменационной работы по русскому языку.
Акция призвана лучше познакомить общественность с организацией и правилами проведения экзамена. Родители получили возможность пройти через всю процедуру ЕГЭ, узнать, какие правила действуют в экзаменационных пунктах, как проходит регистрация участников, печатаются и обрабатываются экзаменационные материалы, как осуществляется контроль за соблюдением порядка проведения ЕГЭ, какие задания могут быть предложены на экзамене.
Старт акции 1 марта дал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, который вместе с родителями московских школьников принял участие в пробном ЕГЭ в экзаменационном пункте, организованном на базе школы № 1284 города Москвы. В течение марта-апреля акция прошла практически во всех регионах России.
«Это ежегодная традиционная акция, пользующаяся большой популярностью у родителей. Она направлена на то, чтобы развеять мифы и страшилки, которые крутятся вокруг ЕГЭ. Данная акция снимает много вопросов, связанных с тем, что происходит в пункте проведения экзамена, соблюдаются ли права участников, насколько условия и обстановка соответствуют тому уровню комфорта, который, по мнению родителей, должен быть. Условия, созданные в тренировочном пункте проведения экзаменов, максимально приближены к тем, которые будут при проведении реального ЕГЭ», — рассказал Анзор Музаев.
Участниками акции стали многие руководители региональных и муниципальных органов исполнительной власти, уполномоченные по правам ребенка, депутаты региональных законодательных собраний, актеры, спортсмены, общественные деятели, журналисты, блогеры и тысячи родителей, бабушек и дедушек российских школьников, которым только предстоит сдавать ЕГЭ.
Пятый юбилейный Международный исторический диктант на тему событий Великой Отечественной войны – «Диктант Победы» – пройдет 27 апреля. Акция проводится Российским историческим обществом, Российским военно-историческим обществом, партией «Единая Россия» и Всероссийским общественным движением «Волонтеры Победы». Рособрнадзор и его подведомственная организация Федеральный центр тестирования (ФЦТ) осуществляют организационно-технологическое обеспечение «Диктанта Победы».
В 2023 году проведение «Диктанта Победы» запланировано на 22 тысячах площадок в России и более чем в 40 странах, что больше, чем в предыдущие годы. Центральной площадкой акции традиционно станет Музей Победы в Москве. Примут участие в проведении «Диктанта Победы» и новые регионы России. В частности более 120 площадок диктанта будет организовано на Донбассе. Также все желающие смогут поучаствовать в «Диктанте Победы» онлайн на сайте диктантпобеды.рф.
Участникам предстоит ответить на 25 вопросов: 20 по общей военно-исторической тематике и пять по региональной. В этом году задания диктанта впервые переведут на шесть иностранных языков – китайский, сербский, испанский, немецкий, французский и английский.
«Участие в «Диктанте Победы» – это уникальный шанс для каждого почувствовать свою сопричастность с героической историей России, еще раз вспомнить великий подвиг наших предков. При организации диктанта используются технологии передачи информации, применяемые на ЕГЭ, что делает процедуру его проведения прозрачной и объективной и позволяет вузам при желании учитывать результаты «Диктанта Победы» при приеме абитуриентов», — прокомментировал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
Процедура проведения и технология обработки результатов «Диктанта Победы» остается неизменной с прошлого года. В целях подготовки специалистов, привлекаемых в субъектах Российской Федерации и на зарубежных площадках к проведению «Диктанта Победы», Федеральным центром тестирования был проведен ряд обучающих вебинаров. В настоящее время проводятся активные работы по электронной верстке тестовых материалов (заданий и бланков ответов «Диктанта Победы»), а также по развертыванию IT-инфраструктуры и тестированию программного обеспечения для обработки бланков диктанта.
Минпросвещения России и Рособрнадзор подготовили совместный приказ об установлении дополнительных дат проведения ЕГЭ для выпускников школ из приграничных с Украиной регионов. Такие дети вправе по своему выбору пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме промежуточной аттестации или в форме ЕГЭ.
Федеральным законом от 03.04.2023 № 104-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности проведения ГИА для обучающихся в отдельных школах приграничных территорий, расположенных около зоны проведения специальной военной операции. Перечень указанных школ будет утвержден Министерством просвещения Российской Федерации.
Проектом приказа Минпросвещения России и Рособрнадзора предусматривается установление дополнительных дат проведения экзаменов по русскому языку и математике в рамках основного периода проведения экзаменов. Так, предусмотрено проведение ЕГЭ по русскому языку – 30 мая 2023 года (основной день экзамена – 29 мая 2023 года), а ЕГЭ по математике (базовый и профильный уровни) – 2 июня 2023 года (основной день экзамена – 1 июня 2023 года).
Установление дополнительных дат проведения экзаменов позволит
в регионах распределить участников ГИА, которые изъявили желание участвовать в ЕГЭ, на несколько дней без увеличения количества пунктов проведения экзаменов (ППЭ).
Совместным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора утверждены особенности проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам основного общего и среднего общего образования до 2025/26 учебного года включительно. Документ был зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 года.
Данные особенности проведения ГИА устанавливаются на переходный период для обучающихся школ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также обучавшихся на территориях указанных регионов, принятых начиная с 2021/22 учебного года на обучение в школы других регионов России.
В соответствии с приказом данные выпускники допускаются в 2022/2023 учебном году к ГИА-9 без прохождения итогового собеседования по русскому языку, к ГИА-11 – без написания итогового сочинения (изложения). При этом выпускники 11 классов вправе написать итоговое сочинение по желанию, результат написания ими сочинения на допуск к ГИА влиять не будет.
Девятиклассники из новых субъектов России в 2023 году получат аттестат по результатам промежуточной аттестации. В 2023/24 учебном году ГИА для них будет проведена в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) по двум обязательным предметам: русскому языку и математике. Сдавать предметы по выбору они не будут. При этом участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвалиды и инвалиды вправе будут по своему выбору пройти ГИА-9 в форме ГВЭ по обязательным учебным предметам или в форме промежуточной аттестации.
В 2024/25 и 2025/26 учебных годах ГИА-9 для выпускников из новых регионов будет проводиться по четырем учебным предметам (двум обязательным и двум по выбору) в форме ОГЭ или ГВЭ по их выбору. При этом участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам для получения аттестата будет достаточно сдать ОГЭ или ГВЭ только по обязательным предметам.
Участники ГИА-11 из новых регионов также смогут в 2022/2023 учебном году получить аттестат по результатам промежуточной аттестации, либо по результатам ЕГЭ, сдавать который они могут по своему желанию.
В 2023/24-2025/26 учебных годах выпускники из новых регионов будут проходить ГИА-11 в форме ЕГЭ или ГВЭ по своему выбору по двум обязательным предметам. Для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в 2023/2024 учебном году сохранится возможность по выбору проходить ГИА-11 в форме промежуточной аттестации, в 2024/25 и 2025/26 учебных годах они будут проходить ГИА-11 в форме ЕГЭ или ГВЭ по русскому языку.