Новости
Решаем вместе
Есть вопросы по ОГЭ, ЕГЭ или поступлению в вуз? Диплома нет в реестре или ему требуется апостиль?

Новости

 

Около 18,3 тысячи человек подали заявления на участие в досрочном периоде проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2023 году. Большинство участников досрочного периода (более 15 тысяч человек) – это выпускники прошлых лет.

Досрочный период ЕГЭ-2023 начнется 20 марта с экзаменов по географии и литературе. 23 марта участники досрочного периода смогут сдать ЕГЭ по русскому языку, 27 марта – по базовой и профильной математике, 30 марта – по биологии, физике и письменную часть ЕГЭ по иностранным языкам, 3 апреля – устную часть ЕГЭ по иностранным языкам, 6 апреля – ЕГЭ по обществознанию и информатике, 10 апреля – по истории и химии. С 12 по 19 апреля в расписании досрочного периода предусмотрены резервные дни для сдачи всех предметов.

Более 9 тысяч участников досрочного периода планируют сдавать ЕГЭ по русскому языку, 5,8 тысячи – по профильной математике, 5,5 тысячи – по обществознанию. На ЕГЭ по биологии зарегистрировано более 3,4 тысячи человек, по английскому языку и истории – примерно по 2,5 тысячи, по информатике и химии – по 2,4 тысячи, на ЕГЭ по литературе – почти 2,2 тысячи, по физике – 1,8 тысячи, базовой математике около 800 человек, географии – более 600 человек. Немецкий язык планируют сдавать 85 человек, французский – 64 человека, китайский – 62, испанский – 32.

Для организации ЕГЭ в досрочный период будет задействовано 307 пунктов проведения экзаменов (ППЭ) в 84 регионах России. В проведении экзаменов примут участие более 15 тысяч работников ППЭ (организаторов, технических специалистов, руководителей ППЭ, членов государственных экзаменационных комиссий, медицинских работников). Мониторинг хода экзаменов в досрочный период будут осуществлять 346 общественных наблюдателей.

 

Около 58 тысяч девятиклассников сдадут итоговое собеседование по русскому языку в дополнительный срок 15 марта. Собеседование пройдет в 85 регионах России, а также в образовательных организациях за рубежом.

Успешная сдача итогового собеседования по русскому языку является для девятиклассников одним из условий допуска к государственной итоговой аттестации (ГИА-9). Большинство выпускников 9 классов уже прошли итоговое собеседование в основной срок 8 февраля, 98,8% из них получили «зачет».

В дополнительный срок выпускники, получившие «незачет», смогут пройти его повторно. Также в этот день сдадут собеседование девятиклассники, пропустившие его из-за болезни или иной уважительной причины, а также те, кто не смог по уважительным причинам завершить прохождение собеседования в основной срок.

Участникам итогового собеседования будет предложено выполнить четыре задания: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником. Итоговое собеседование для отдельных категорий девятиклассников по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, может проводиться как в очном, так и в дистанционном формате с использованием информационно-коммуникационных технологий.

На выполнение работы каждому участнику отводится 15-16 минут. Для участников итогового собеседования с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность процедуры может быть увеличена на 30 минут.

Для выпускников, получивших «незачет», не явившихся на собеседование по уважительной причине либо не завершивших собеседование, предусмотрен еще один дополнительный срок его проведения – 15 мая 2023 года.

 

Совместным приказом Минпросвещения Российской Федерации и Рособрнадзора утверждены особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (ГИА) в 2023 году.

Особенности по аналогии с прошлым годом предусмотрены для двух категорий граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств.

Первая категория – находящиеся в России и осваивающие имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, принятые на обучение начиная с 2021/22 учебного года в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

К данной категории могут быть отнесены, например, граждане иностранных государств, прибывшие в Россию в связи с недружественными действиями иностранных государств.

Вторая категория – находящиеся в иностранных государствах и осваивающие имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в школах, осуществляющих образовательную деятельность на территории России, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования или самообразования с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий.

Для обеих категорий граждан ГИА проводится по их выбору либо в форме промежуточной аттестации, результаты которой являются основанием для выдачи соответствующего документа об образовании, либо в формах, установленных порядками проведения ГИА (ОГЭ/ГВЭ в девятом классе, ЕГЭ/ГВЭ в 11 классе).

Данные категории граждан вправе изменить свой выбор формы проведения ГИА. В этом случае они должны подать заявление в государственную экзаменационную комиссию не позднее, чем за две недели до начала соответствующего периода проведения экзаменов.  ГИА в форме ОГЭ/ГВЭ в девятом классе и ЕГЭ/ГВЭ в 11 классе проводится  в соответствии с действующими порядками проведения ГИА.

В случае если данные участники не пройдут ГИА в формах ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ или получат неудовлетворительный результат более чем по двум учебным предметам на ГИА-9 и более чем до одному учебному предмету на ГИА-11, либо повторно получат неудовлетворительный результат при пересдаче в резервный период, им также предоставляется возможность пройти ГИА в форме промежуточной аттестации.

 

1 марта завершился прием заявлений на участие в государственной итоговой аттестации от выпускников девятых классов.

Основной формой ГИА-9 является основной государственный экзамен (ОГЭ), формат проведения которого приближен к формату единого государственного экзамена (ЕГЭ). Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов, а также для обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа итоговая аттестация может проводиться в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) – письменного или устного экзамена с использованием текстов, тем, заданий и билетов. Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды по своему желанию также могут пройти государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ или в комбинированном формате (ОГЭ+ГВЭ).

В 2023 году на сдачу ОГЭ зарегистрировалось более 1 млн 472 тысяч девятиклассников.

Для получения аттестата об основном общем образовании выпускникам необходимо будет сдать ОГЭ по четырем предметам: двум обязательным (русский язык и математика) и двум предметам по выбору. Для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию может проводиться только по русскому языку и математике.

Среди учебных предметов по выбору в 2023 году лидирует обществознание, его планируют сдавать более 836 тысяч человек. Традиционно популярны у девятиклассников также география (более 641 тысячи зарегистрировавшихся) и информатика (почти 551 тысяча). ОГЭ по биологии планируют сдавать более 349 тысяч человек, по физике – почти 127 тысяч, по химии – более 117 тысяч, по английскому языку – почти 113 тысяч, по истории – более 53 тысяч, по литературе – более 34 тысяч.

 

1 марта в российских школах начинается проведение всероссийских проверочных работ (ВПР). В 2023 году они пройдут для обучающихся 4-8 классов в штатном режиме, для обучающихся 10 и 11 классов – по решению школы. Всего в написании ВПР примут участие около 8 миллионов школьников. Школы из новых регионов России будут участвовать в проведении ВПР по желанию.

Начнется проведение ВПР в 2023 году с проверочных работ для 10 и 11 классов. С 1 марта по 25 марта десятиклассники будут писать работу по географии, одиннадцатиклассники – истории, биологии, географии, физике, химии, иностранным языкам (английскому, немецкому или французскому), а также единую проверочную работу по социально-гуманитарным предметам. Проверочные работы у одиннадцатиклассников должны проводиться по тем предметам, которые они не выбрали для сдачи в форме ЕГЭ.

С 15 марта по 20 мая 2023 года пройдут ВПР для обучающихся 4-8 классов. В каждой параллели обязательными будут ВПР по русскому языку и математике. Обучающиеся 4-х классов также в обязательном порядке напишут ВПР по предмету «Окружающий мир», обучающиеся 5-х классов  - по биологии и истории, обучающиеся 7-х классов – по иностранному языку (английскому, немецкому или французскому).

Также с 15 марта по 20 мая для 6-х классов пройдут ВПР по истории, биологии, географии и обществознанию, для 7-х классов – по истории, биологии, географии, обществознанию и физике, для 8-х классов – по истории, биологии, географии, обществознанию, физике и химии. Эти проверочные работы в каждой параллели будут проводиться по двум предметам на основе случайного выбора.

При проведении ВПР по истории, биологии, географии и обществознанию в 5-8 классах предоставляется альтернативная возможность выполнения участниками работ в компьютерной форме. Для этого расписанием предусмотрен период с 4 по 17 апреля и резервный день – 18 апреля.

В 2023 году впервые будут проведены ВПР углубленного уровня по математике и физике. Они пройдут в 7 и 8 классах с углубленным изучением этих предметов.

 

98,8% девятиклассников, сдававших итоговое собеседование по русскому языку в основной срок 8 февраля, успешно справились с заданиями и получили «зачет». Участие в итоговом собеседовании приняли более 1,5 миллионов выпускников 9 классов.

Успешная сдача итогового собеседования по русскому языку является для девятиклассников одним из условий допуска к государственной итоговой аттестации (ГИА-9).

В ходе итогового собеседования его участники должны были выполнить четыре задания: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником. Собеседование могло проводиться как в очном, так и в дистанционном формате с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Для выпускников, получивших «незачет», либо не явившихся на собеседование по уважительной причине, предусмотрены дополнительные дни его проведения – 15 марта и 15 мая 2023 года.

 

Заявления на участие в ЕГЭ в 2023 году подали свыше 700 тысяч человек, из которых более 620 тысяч  —  это выпускники текущего года, рассказал на пресс-конференции руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.

«ЕГЭ планируют сдавать участники из 88 субъектов РФ, кроме Херсонской области. По данным на 1 февраля выпускники из этого региона на сдачу ЕГЭ не заявились, в трех других новых регионах, Донецкой и Луганской народных республиках и Запорожской области, желающие есть, хотя они в этом году имеют право не сдавать ЕГЭ. И это не единицы, а сотни ребят, которые хотят попробовать новый для себя формат экзаменов», — сообщил руководитель Рособрнадзора.

В 2023 году планируется открыть свыше 5,5 тысяч пунктов проведения экзаменов (ППЭ) в России и в 54 странах за рубежом. В текущем году продолжится работа по планомерному внедрению новых технологий проведения ЕГЭ. Во все регионы экзаменационные материалы будут передаваться в ППЭ по интернету. В 2022 году таких регионов было 50. С 45 до 77 увеличится также количество субъектов РФ, в которых экзаменационные материалы будут сканироваться непосредственно в аудиториях сразу после завершения экзамена.

Анзор Музаев рассказал о выборе предметов участниками ЕГЭ этого года. Самым популярным предметом по выбору остается обществознание, его выбрали 46% участников. На второе место по популярности вышла информатика, которую планируют сдавать 20% участников ЕГЭ. «Большой интерес молодежи к этому предмету – это тренд последних лет. В этом году мы видим рост числа заявившихся еще на 3%», — рассказал Анзор Музаев.

Биологию для сдачи выбрали 19% участников ЕГЭ-2023, историю и физику – по 16%, английский язык – 15%, химию – 13%, литературу – 9%, географию – 3%.

Допуском к государственной итоговой аттестации (ГИА-11) является успешное написание итогового сочинения (изложения). 7 декабря 2022 года и 1 февраля 2023 года в нем приняли участие 631 тысяча человек. Получили «зачет» более 99,5% участников итогового сочинения.

Анзор Музаев напомнил об особенностях прохождения ГИА в 2023 году выпускниками из новых регионов России и обучавшихся на территориях указанных регионов, принятых начиная с 2021/22 учебного года на обучение в школы других регионов России. Данные выпускники допускаются в 2022/2023 учебном году к ГИА-9 без прохождения итогового собеседования по русскому языку, к ГИА-11 – без написания итогового сочинения (изложения). ГИА для них будет проведена в форме промежуточной аттестации, по результатам которой они получат аттестаты. Выпускники 11 классов могут по желанию сдать ЕГЭ.

Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова акцентировала внимание на материалах для подготовки к ЕГЭ, которые будут полезны тем, кто готовится к экзаменам. Это демоверсии, спецификации и кодификаторы по всем предметам ЕГЭ, размещенные на сайте ФИПИ, Открытый банк заданий ЕГЭ и Навигатор самостоятельной подготовки, в котором можно найти перечень того, что необходимо знать и уметь по каждому разделу всех учебных предметов ЕГЭ, ссылки на полезные ресурсы – учебники, а так же на материалы Российской электронной школы по каждой теме, методические рекомендации для организации самостоятельной подготовки к экзаменам, содержащие разбор типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет, описание новых моделей заданий, с возможностью потренироваться в их выполнении, видеоконсультации разработчиков экзаменов. «Нужно использовать эти надежные проверенные ресурсы, советы своего учителя и оставшееся до экзаменов время потратить с пользой для себя», — посоветовала Оксана Решетникова. 

 

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела в Вологде семинар-совещание «О мерах по совершенствованию работы для достижения высоких показателей качества и объективности проведения ЕГЭ и иных оценочных процедур».

Открывая совещание, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев акцентировал внимание на работе по сокращению документационной нагрузки на учителей школ. «Это очень сложная проблема, и она не решится, пока чиновники всех уровней не будут активно ей заниматься и сами не перестанут плодить то, с чем мы боремся. Эта работа не требует дополнительных финансовых вливаний, а просто правильного выстраивания всех процессов, связанных со сбором информации и межведомственным взаимодействием», — отметил он.

Анзор Музаев рассказал, что в ближайшие месяцы будет проведена очень серьезная работа в данном направлении. «У нас будет система информирования с мест. С каждым отдельным случаем мы будем разбираться и требовать решения той или иной проблемы», — заявил руководитель Рособрнадзора. Он добавил, что к лету ведомство подготовит карту забюрократизированности в части документационной нагрузки на педагогов в разрезе субъектов РФ.

Также руководитель Рособрнадзора рассказал о планах оптимизировать мониторинги работы региональных органов управления образованием, которые проводят Минпросвещения и Рособрнадзор, с тем, чтобы объединить их и сократить общее количество показателей, по которым проводится оценка.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский в своем выступлении остановился на задачах, связанных с подготовкой и проведением кампании ЕГЭ-2023. «До начала ЕГЭ необходимо провести всю подготовительную работу, чтобы мы этот период прошли гладко и без сложностей», — заявил он.

Замглавы Рособрнадзора обратил внимание, что регионам необходимо заблаговременно установить и протестировать все оборудование для проведения ЕГЭ, обеспечить участие членов предметных комиссий в обучающих мероприятиях по проверке заданий ЕГЭ-2023, активно вести разъяснительную работу с будущими участниками экзаменов и их родителями. Также он остановился на вопросах объективности проведения ЕГЭ, связанных с обеспечением информационной безопасности экзаменационных материалов, организацией бесперебойного видеонаблюдения, отработкой меток о нарушениях в пунктах проведения экзаменов.

Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова рассказала о ключевых задачах по повышению качества образования в рамках реализации ФГОС. Директор Федерального центра тестирования (ФЦТ) Юлия Егорова в своем выступлении остановилась на вопросах качества и эффективности проведения процедуры ЕГЭ.

Вологодская область, ставшая площадкой для проведения совещания, в 2022 году вошла в тройку лидеров по качеству и объективности проведения ЕГЭ и иных оценочных процедур. В 2020 и 2021 регион занимал четвертое место.

«Вопросам образования, укрепления кадрового состава, материально-технической базы системы образования в Вологодской области уделяется большое внимание, — рассказал первый заместитель губернатора региона Эдуард Зайнак. — Мы участвуем практически во всех федеральных программах, реализуем новые региональные проекты, которые направлены на то, чтобы повысить качество образования, обеспечить заинтересованность молодежи работать в сфере образования и просвещения, привлечь грамотные кадры в эту сферу. Накопленный опыт позволяет нам занимать стабильно высокие позиции. В прошлом году почти 20% наших выпускников набрали более 90 баллов по результатам ЕГЭ. Как правило, наши выпускники успешно поступают в вузы, включая самые престижные, являются победителями различных олимпиад. Все это говорит о том, что качество образования у нас высокое, и мы можем делиться опытом с нашими коллегами».

 

 

1 млн 548 тыс. девятиклассников зарегистрированы на участие в итоговом собеседовании по русскому языку в основной срок 8 февраля 2023 года.

Успешная сдача итогового собеседования является для выпускников 9 классов условием допуска к государственной итоговой аттестации.

Итоговое собеседование для отдельных категорий девятиклассников по решению региональных органов управления образованием может проводиться как в очном, так и в дистанционном формате с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Участникам итогового собеседования будет предложено выполнить четыре задания: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.

На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут. Для участников итогового собеседования с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность процедуры может быть увеличена на 30 минут. Итоговое собеседование оценивается по системе «зачет»/«незачет». Для выпускников, получивших «незачет», либо не явившихся на собеседование по уважительной причине, предусмотрены дополнительные дни проведения собеседования – 15 марта и 15 мая 2023 года.

 

Минпросвещения России и Рособрнадзор подготовили проекты приказов с новыми редакциями порядков проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования. Изменения направлены на совершенствование и упорядочивание процедур проведения ГИА-9 и ГИА-11, итогового собеседования и итогового сочинения (изложения), в том числе в целях соблюдения прав участников ГИА и повышения объективности проведения экзаменов. Новые редакции порядков подготовлены с учетом предложений органов управления образованием и граждан. Данные изменения вступят в силу со следующего 2023-2024 учебного года.

В части ГИА-11 проектом приказа предусмотрена возможность для участников экзаменов изменить выбранный ранее уровень ЕГЭ по математике с базового на профильный или наоборот, а для выпускников прошлых лет – изменить или дополнить перечень указанных в заявлениях об участии в ЕГЭ учебных предметов.

Изменятся сроки, в которые выпускники прошлых лет могут участвовать в ЕГЭ: со следующего года сдавать экзамены они смогут только в резервные сроки основного периода проведения экзаменов.

В новой редакции порядка более подробно прописана процедура проведения ЕГЭ по информатике. Сокращены сроки обработки и проверки экзаменационных работ ЕГЭ по информатике до двух календарных дней после проведения экзамена, вместо четырех календарных дней.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или контракту, поступающих в военные вузы, предусмотрена возможность подавать заявления об участии в ЕГЭ не только в места регистрации на сдачу ЕГЭ в регионе, где расположен военный вуз, но также и в места регистрации на сдачу ЕГЭ в регионе, где они проходят военную службу по призыву или по контракту.

Также изменена дополнительная дата проведения итогового сочинения (изложения): вместо первой рабочей среды мая – вторая среда апреля. Изменены сроки проверки и обработки материалов итогового сочинения (изложения).

В части ГИА-9 официально устанавливается возможность проведения итогового собеседования в дистанционной форме. Изменена дополнительная дата проведения итогового собеседования: вместо первого рабочего понедельника мая – третий понедельник апреля. В целях повышения объективности проведения итогового собеседования устанавливается требование о запрете участникам итогового собеседования иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Участникам ГИА-9, которые не смогли пройти ГИА-9 в сентябрьские сроки по выбранным учебным предметам, предоставляется право изменить учебные предметы по выбору для повторного прохождения ГИА-9 в следующем году.

Кроме того, проектами приказов устанавливается возможность организации для участников экзаменов подачи заявлений об участии в ГИА-9 и ГИА-11 в дистанционной форме.

Из новых редакций порядков исключена норма о необходимости выделять в ППЭ отдельные помещения для представителей средств массовой информации и общественных наблюдателей. Регламентированы случаи опоздания участников экзаменов и порядок действий лиц, привлекаемых к организации и проведению экзаменов, при опозданиях и неявке участников.

 

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев принял участие в научно-методической конференции «Форсайт образования: возрождение традиций VSдекларируемое новаторство», которая прошла в Финансовом университете при Правительстве РФ. Участники конференции обсудили задачи и вызовы для системы высшего образования в России в свете трансформации национальной экономики.

«Нам важно, чтобы наше образование занимало лидирующие позиции в мире. Качество подготовки специалистов должно соответствовать требованиям работодателя. Для государства очень важен тот научный и интеллектуальный потенциал, который формируется в системе высшего образования. Самое большое достояние России – наши светлые головы, тот научный потенциал, который всегда делал Россию одной из ведущих стран в мире», — заявил Анзор Музаев.

Он напомнил, что в прошлом году вступила в действие новая модель аккредитации образовательной деятельности. В 2023 году впервые будет проведен аккредитационный мониторинг для вузов, в рамках которого их деятельность будет оценена по восьми показателям. В дальнейшем такие мониторинги будут проводиться раз в три года.

«По итогам мониторинга мы увидим, какие вузы преодолели пороговые значения, какие не преодолели. Если вуз не преодолел порог, это еще не значит, что его нужно карать и наказывать. Это значит, что ему нужно оказать методическую поддержку, дать шанс на исправление ситуации. Мониторинг покажет слабые места, с которыми тому или иному вузу придется работать», — пояснил Анзор Музаев.

Руководитель Рособрнадзора  также высказал мнение, что вузы должны больше внимания уделять профориентационной работе, в том числе со школьниками, чтобы те осознанно выбирали будущую профессию.

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального проекта «Государство для людей» осуществляет внедрение новой культуры предоставления услуг и взаимодействия с гражданами.

«В настоящее время Рособрнадзором проводится анализ действующих госуслуг и наиболее востребованных функций с целью их дальнейшей оптимизации. Будут разработаны нормативные правовые акты, максимально упрощающие процедуры оказания государственных услуг, чтобы сделать их более прозрачными и эффективными и сократить временные сроки их предоставления», — рассказала заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова, отвечающая за внедрение принципов клиентоцентричности в работу Рособрнадзора.

По ее словам, одним из примеров такой работы являются поправки, внесенные в декабре 2022 года в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающие отказ от выдачи свидетельств о государственной аккредитации образовательной деятельности и переход на реестровую модель государственной аккредитации. «Эти изменения стали серьезным импульсом качественной переработки действующих порядков оказания соответствующих услуг», — отметила Светлана Кочетова.

Данные изменения вступят в силу с 1 сентября 2023 года. В целях реализации положений указанного федерального закона в настоящее время Рособрнадзором ведется работа по подготовке подзаконных нормативных правовых актов.